МАШИНА ВРЕМЕНИ
Рок-группа (Москва). Ставшая первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, МАШИНА ВРЕМЕНИ была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 он впервые услышал BEATLES и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет THE KIDS, с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. Знакомство с певшими уже тогда по-русски АТЛАНТАМИ А. Сикорского и К. Никольского побудило его сделать настоящую группу и начать сочинять песни самостоятельно.
В первый, просуществовавший крайне недолго, состав МАШИНЫ ВРЕМЕНИ вошли: Андрей Макаревич (гитара, вокал); Александр Иванов (гитара); Павел Рубин (бас); Игорь Мазаев (фортепияно); Юрий Борзов (барабаны). Необходимость добиться минимально-профессионального звучания вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев. Их заменили Александр Кутиков (бас, вокал) и Сергей Кавагоэ (клавишные). Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах.
В 1970 последнего из ветеранов Ю. Борзова сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У МАШИНЫ ВРЕМЕНИ появилась своя аппаратура и довольно обширный репертуар. Два года спустя Капитановский уходит и группа, не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников группы оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой ЛУЧШИЕ ГОДЫ Р. Зобнина. Незадолго до этого ГОДЫ радикально поменяли свой состав, и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел с собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.
В 1973 ЛУЧШИЕ ГОДЫ почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и МАШИНА ВРЕМЕНИ была возвращена к жизни. С осени 1973 до начала 1975 группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшнах, играла за стол и кров на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс Уайт Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Сергей Осташев, клавишник Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, Саульский позже играл с АРСЕНАЛОМ Алексея Козлова.
К весне 1975 состав стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате всех этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Маргулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который определили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Сыграли свою роль характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные; имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.
В марте 1976 МАШИНА ВРЕМЕНИ с триумфом выступила на таллинских Днях популярной музыки, после чего по приглашению МИФОВ и АКВАРИУМА дала несколько концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся пять лет машиномании. На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-МИФЫ). МАШИНА ВРЕМЕНИ каждые 23 месяца совершает челночные рейсы в Ленинград, давая по несколько концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает. В 1977 стали лауреатами фестиваля Дни молодежной музыки (Таллин).
Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Данелия АФОНЯ, в котором прозвучал тогдашний ее хит Ты или я (Солнечный остров). Продолжались эксперименты с составом. После ухода Ильченко появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс-ВИКТОРИЯ). В 1978 ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом группы День рождения. На следующий год группа подготовила монументальную программу Маленький принц с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку).
Летом 1979 внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение. МАШИНА ВРЕМЕНИ снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали ВОСКРЕСЕНИЕ, Воронов реорганизовал ВИКТОРИЮ, а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав МАШИНЫ ВРЕМЕНИ: Александр Кутиков бас, вокал; Валерий Ефремов ударные; Петр Подгородецкий клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля Весенние ритмы. Тбилиси-80. Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей Рагу из Синей птицы в Комсомольской правде. Так и не вышел первый альбом на Мелодии, программа МАШИНЫ ВРЕМЕНИ по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили скрипач Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит.
Вынужденное снижение активности группы побудило Макаревича искать себя в других жанрах. Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А. Стефановича Душа (1982) и Начни сначала (1986), написал музыку к кинофильмам Скорость и Прорыв.
Лишь в 1986 с изменением всей культурной политики страны МАШИНА ВРЕМЕНИ получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы Реки и мосты и В круге света, послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка 10 лет спустя, на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивалей, работала над альбомом в США, где, кстати, еще в 1981 была выпущена их пиратская пластинка. Судьбе МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в той или иной форме посвящены документальные фильмы Рок-культ, Рок и фортуна, Шесть писем о бите. Долгое время коллектив не придавал значения определению названий своих альбомов и не датировал их годами. В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество пиратско-концертных альбомов.
Летом 1990 перед гастролями в Куйбышеве из МАШИНЫ ВРЕМЕНИ уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В ее репертуаре опять много песен классического репертуара прошлых лет. В 1990 сольный магнитоальбом и пластинка выходят и у Кутикова. В1994 в Москве на Красной площади состоялся концерт группы, посвященный ее 25-летию.
Андрей Бурлака
Дискография:
День рождения (1978)
Машина времени-79 (1979)
Маленький принц (1979)
МоскваЛенинград (1981)
Несостоявшийся концерт (1982)
Чужие среди чужих (1984)
Охотники за удачей (Кисмет Рекорда, США, LP, 1981)
В добрый час (Фирма Мелодия, LP, 1986)
Реки и мосты (Фирма Мелодия, 2LP, 1987)
10 лет спустя (Фирма Мелодия, LP, 1987)
В круге света (Фирма Мелодия, LP, 1989)
Песни под гитару (сольный альбом Андрея Макаревича) (Фирма Мелодия, LP, 1989)
Лучшие песни 1979-1985 (Sintez Records, CD, MC, LP, 1993)
Это было так давно...1978 (Sintez Records, 2CD, 2MC, 2LP, 1993)
Внештатный командир земли (Блюзы эль Мокамбо) (Sintez Records, CD, LP, 1993)
Unplugged (Sintez Records, CD, MC, 1994)
Медленная хорошая музыка (Sintez Records, CD, MC, LP, 1994)
SINTEZ ROCK-N-ROLL ...кому что... (Sintez Records, 1994)
Концерт в Анапе (ET Music, CD, 1995)
Радио 101 в прямом эфире (live) (Частные издания, 1995)
Мегамикс (Sintez Records, CD, 1996)
Кого ты хотел удивить? (Sintez Records, CD, MC, 1996)
Картонные крылья любви (Sintez Records, CD, MC, 1996)
А. Макаревич. У ломбарда (Sintez Records, CD, LP, 1993)
А. Макаревич. Я рисую тебя (Sintez Records, CD, MC, 1994)
А. Макаревич. Песни, которые я люблю (Sintez Records, CD, MC, 1996)